Санкт-Петербург,
Лиговский пр-т, 43-45,
3 этаж, офис 329
пн-вс: 09:00 19:00
Меню

Памятники Санкт-Петербурга: перечень наиболее известных

17.04.2024
10 мин.
Город был основан в ходе Северной войны и стал свидетелем важнейших событий России. В Санкт-Петербург приезжают за историей и архитектурой, ради прогулок по речным каналам и разводных мостов. Здесь сменялись императоры, происходили дворцовые перевороты, творили гениальные писатели и художники. Большинство событий и великих людей увековечены в монументальном искусстве города. Предлагаем познакомиться с одними из самых знаменитых памятников Санкт-Петербурга.

Александровская колонна

Этот памятник русской военной победе в войне с наполеоновской Францией принадлежит создателю дивного Исаакиевского собора. Названная в честь императора Александра I, правившего Россией с 1801 по 1825 год (во время наполеоновских войн), колонна представляет собой потрясающий образец архитектуры и инженерной мысли. Расположена в центральной части Дворцовой площади, была спроектирована французским архитектором Огюстом Монферраном и построена между 1830 и 1834 годами. Памятник имеет высоту 155 футов 8 дюймов и увенчан статуей ангела, который держит крест. Говорят, что его лицо напоминает императора Александра I. Корпус колонны сделан из цельного монолита красного гранита, высота которого составляет 83 фута 6 дюймов, а диаметр около 11 футов 5 дюймов. Это потрясающий пример выдающейся инженерной мысли: огромная колонна весом 600 тонн была возведена менее чем за 2 часа без помощи кранов. С тех пор она стоит на фундаменте без каких-либо дополнительных опор — только под действием силы тяжести. Колонну называют «Александрийским столпом» по стихотворению А. С. Пушкина «Памятник». Часто к Александровской колонне приходят молодожены. Существует примета, сколько раз новоиспеченный муж с женой на руках обойдет колонну, столько детей у них родится.
Памятники Санкт-Петербурга: перечень наиболее известных

«Царь-плотник»

В Северной столице много памятников его знаменитому основателю. Монумент на Адмиралтейской набережной, возле бывшего дворца великого князя Михаила Михайловича, интересен тем, что изображает Петра Великого, занятого строительством корабля. Скульптор Л. А. Бернштам, работавший в Париже в 1907 году, показал на выставке гипсовые эскизы скульптур. Одна из них называлась «Петр I учится судоходству в Саардаме», другая — «Петр I спасает рыбаков близ Лахты». Эти работы были приобретены Николаем II, который решил сделать подарок Санкт-Петербургу к 200-летию победы в Полтавской битве. В период 1909–1910 обе скульптуры были установлены на Адмиралтейской набережной. В 1911 году в Париже мастер сделал еще одну отливку статуи, которую Россия подарила голландскому городу Саардам (ныне Заандам). Именно здесь Петр Великий некоторое время жил, чтобы научиться кораблестроительному ремеслу. В январе 1919 года памятник был разобран большевиками под предлогом «второстепенной художественной ценности»/«некрасивого и антихудожественного» и переплавлен. Утерян и экземпляр, стоявший в Летнем саду. В 1996 году правительство Нидерландов восстановило памятник по своей копии и подарило его России на 300-летний юбилей Санкт-Петербурга. Вторая скульптура «Пётр I спасает тонущих рыбаков» так и не была восстановлена, хотя ее уменьшенные копии сохранились в музейных собраниях.

Медный всадник

Памятник Петру I, установленный по инициативе Екатерины I. Конная статуя была выполнена скульптором Этьеном Фальконе. Договор с ним был подписан в 1766 году. Предлагались самые разные варианты памятника, но скульптор изготовил памятник по своему усмотрению. Отливка статуи из бронзы была завершена в 1778 году. Название «медный» закрепилось за ним благодаря одноименной поэме А. С. Пушкина. Рука Петра Великого указывает на Неву, здание Академии наук и Петропавловскую крепость, символизируя цели, к которым он стремился: развитие торговли, науки и армии. Царь сидит на коне, который раздавливает копытами змею, символизирующую его врагов. Гранитный камень для постамента был найден недалеко от Петербурга и привезен на Сенатскую площадь. Вес скульптуры около 8 тонн. Высота — около 5 метров. Высота подиума — более 6 метров. Общая высота памятника составляет около 10,5 метров. Официальное открытие памятника состоялось 7 августа 1782 года. Это была первая конная статуя русского царя.
Памятники Санкт-Петербурга: перечень наиболее известных

Памятник Николаю I

Памятники Санкт-Петербурга: перечень наиболее известных Был возведен по указу Александра II в 1855 году. Его выполнили скульпторы Огюст Монферран и Петр Клодт в 1856–1859 годах. Николай I изображен на вздыбленном коне. Вес большой бронзовой скульптуры приходится только на две задние ноги лошади. Только этот факт помешал снести его в советское время, но ограда не избежала этой участи и была восстановлена спустя 60 лет. Основание в стиле барокко выполнено из гранита, порфира и мрамора. Оно украшено бронзовыми барельефами, которые рассказывают нам о ключевых моментах правления Николая I: восстании декабристов 1825 года; холерном бунте в 1831 году на Хеймаркет-сквер; награждение М. М. Сперанского, собравшего и выпустившего в 1832 г. «Свод законов Российской империи»; открытие Николаевской железной дороги в 1851 году.

Памятник Римскому-Корсакову

Н. А. Римский-Корсаков был мастером оркестровки. Его самые известные композиции — «Испанское каприччио», «Увертюра Русского пасхального фестиваля» и симфоническая сюита «Шехерезада» — составляют основу репертуара классической музыки, наряду с сюитами и отрывками из его 15 опер. Памятник решили установить в 1944 году, когда выдающемуся русскому композитору исполнялось 100 лет со дня рождения. В 1952 году задумка была реализована. Авторы памятника — скульпторы В. Я. Боголюбов, В. И. Ингал, архитектор М. А. Шепилевский. Он был установлен на Театральной площади возле здания Ленинградской консерватории (перед Мариинским театром). Н. А. Римский-Корсаков изображен на монументе за работой, сидит с партитурой на коленях. На постаменте, выполненном из полированного красного валаамского гранита, выбита памятная надпись. Часть гранитных блоков была взята от памятника императору Александру III, демонтированного в 1937 году.

Памятник А. С. Пушкину

Открытая в 1957 году четырехметровая статуя Пушкина гордо возвышается на Площади искусств, прямо перед Русским музеем. Статуя, вероятно, одна из самых известных в Санкт-Петербурге и является достойной данью уважения великому поэту. Созданный скульптором Михаилом Аникушкиным памятник стал первым в городе, спроектированным и построенным русскими мастерами. Считается одной из лучших статуй, посвященных поэту, в 1958 году Аникушкин был удостоен Ленинской премии за свое творение. С торжествующе протянутой рукой Пушкин смотрит на свой любимый Петербург и, по словам скульптора, «излучает радость и солнечный свет».

Памятник конке

Памятник петербургской конке, популярному общественному транспорту 20 века, расположен на Васильевском острове. Открыт 27 октября 2004 года. Для создания скульптурной композиции использовалась модель повозки образца 1872–1878 годов. Все ее детали были восстановлены по чертежам Путиловского завода, найденным в Центральном историческом архиве. В 2005 году в композицию была включена пара бронзовых коней, а в 2009 году — скульптура вагоновожатого.

Памятник зайчику, спасшемуся от наводнения

Существует легенда: во время наводнения маленький зайчонок прыгнул в сапог царя Петра и таким образом спасся. После этого остров, на котором расположена Петропавловская крепость, получил название Заячий. Памятник был установлен 7 мая 2003 года, в тот самый день, когда Иоанновский мост был открыт после реставрации. С тех пор маленькая скульптура — талисман моста. Петербуржцы дали ему имя Арсений, что напоминает финское названием острова — Енисаари.

Памятник Александру Невскому

Открыт в 2002 году на одноименной площади. Формирование местности связано с близлежащим монастырем, который был основан в 1710 году и посвящен святому князю Александру Ярославичу Невскому и которому в 1779 году был присвоен статус лавры. Площадь была создана в 1784–1790 годах архитектором Иваном Егоровичем Старовым как пространство перед Александро-Невской лаврой. Творение скульптора В. Козенюка — пятый конный памятник в городе. Работу благословил Патриарх Алексий II. В связи с болезнью мастера его проект завершили А. Шартен и А. Тальмин. Монумент установлен в 2002 году — к 300-летию Санкт-Петербурга. В 2005 году на постаменте памятника из розового гранита были установлены барельефы, изображающие Ледовое побоище и перенесение мощей Александра Невского в Санкт-Петербург. В последний барельеф была вставлена частица мощей святого Александра Невского. Памятник часто сравнивают с Медным всадником из-за его внешнего сходства и того, что и Петр I и Невский защищали родную землю от шведов. Среди жителей памятник прозвали «регулировщиком».

Памятник «Стерегущему»

Монумент открыт в мае 1911 года и посвящен матросам миноносца «Стерегущий». 26 февраля 1904 корабль вступил в бой с японским флотом, большая часть экипажа погибла, а остальные были захвачены в плен. Существовала легенда, что два выживших моряка потопили корабль. Позже она была опровергнута, но героический бой и гибель экипажа неоспоримы. В память об этом событии в 1911 году был установлен памятник. Сначала это был фонтан, вода лилась из открытых кранов, затем воду отключили. На обратной стороне памятника есть список экипажа и фотография боя.

Ростральные колонны

Ростральные колонны высотой 32 метра были установлены в 1810 году по проекту французского архитектора Ж. Ф. Тома де Томона, который украсил их рострами, то есть передними частями кораблей. Находятся в центре Санкт-Петербурга, на Стрелке Васильевского острова. Олицетворяют мощь и величие государственного морского флота, а также отсылают к обычаю Древнего Рима, когда колонны украшались рострами побежденных трофейных кораблей противника. В XIX веке они выполняли функции маяков петербургского порта: указывали путь к Большой Неве и Малой Неве. Зажигались ночью и во время тумана, работали так до 1885 года. Внутри колонн расположены винтовые лестницы. На верхней площадке можно увидеть металлический подсвечник, на котором зажигаются яркие факелы во время праздников и особых случаев в Петербурге, таких как День Победы, Новый год и День города. С 1957 года факелы зажигают газом.
Памятники Санкт-Петербурга: перечень наиболее известных

Памятник А. В. Суворову

Первый в стране памятник некоронованному человеку. Он воздвигнут по указу Петра I и в 1801 году появился на одноименной площади. Скульптор М. Козловский сильно ушел от реальности, изобразив полководца в виде древнеримского бога Марса. Ассоциация с войной и победами оказалась важнее внешнего сходства. «Суворов» стоит на высоком постаменте, готовый повести армию в бой.

Памятник Екатерине II

Первое, что предстает взору в Екатерининском саду — величественный монумент. Впервые идея воздвигнуть памятник возникла еще при жизни императрицы, но она была против. О задумке вспомнил ее правнук Александр II. В 1862 году был объявлен конкурс на лучший проект памятника. Его выиграл художник и скульптор Михаил Микешин, уже известный всей стране благодаря комплексу «Тысячелетие России», возведенному по его проекту в Великом Новгороде. Его новая работа в стиле рококо была награждена в Лондоне на Всемирной выставке Почетной медалью. Памятник Екатерине II в Петербурге изначально планировалось установить в Царском Селе. После изменения решения в него пришлось внести изменения, хотя общая идея осталась прежней. При общей высоте 10 метров фигура самой Екатерины II составляет 4,35 метра. В ее руках скипетр, а вместо державы — лавровый венок, символизирующий не только власть, но и славу. На царственные плечи наброшена мантия из горностая, символизирующая принадлежность к царской семье. У ног императрицы возложена корона Российской империи. На груди виднеется орден святого Андрея Первозванного — наивысшая награда в то время. Лицом к Невскому проспекту стоят фигуры фельдмаршала П. Румянцева-Задунайского, князя Г. А. Потемкина и А. Суворова. Все они способствовали расширению границ Российской империи. По мере продвижения к Аничкову дворцу видим фигуры поэта Г. Державина и президента Российской академии Е. Дашковой. В сторону Публичной библиотеки обращены князь А. Безбородко и президент Академии художеств И. Бецкой. Памятник Екатерине II дополняют еще две значимые исторические фигуры, расположенные напротив фасада Александринского театра: полярный исследователь и флотоводец В. Чичагов, а также государственный деятель А. Орлов-Чесменский.

Монумент героическим защитникам Ленинграда

Памятник советской архитектуры, представляющий собой мемориальный комплекс, спроектировали Сергей Сперанский и Валентин Каменский и скульптор Михаил Аникушин. Он установлен в 1975 году в память героических ленинградцев и воинов фронта, сражавшихся с фашистами во время блокады и в память о великой Победе Советской Армии и ее союзников в Великой Отечественной войне. Мемориал представляет собой очень сложную и многослойную конструкцию, состоящую из основных частей:
  1. Фасад с 26 бронзовыми фигурами, среди которых солдаты, летчики и мирные жители, защищавшие Ленинград. Они обращены в сторону Пулковских высот, где располагались бывшие оборонительные рубежи.
  2. В центре установлен гранитный обелиск высотой 48 метров, в основании которого размещены статуи Солдата и Рабочего. Они символизируют совместные усилия мирных жителей и вооруженных сил в героической обороне города, а сам обелиск служит знаком Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
  3. За обелиском находится сломанное кольцо, символизирующее снятие осады, а посередине оно окружено искусно выполненными скульптурами. С северной стороны, обращенной к городу, находится Зал Памяти «Осада», отделенный от внешнего мира разорванным кольцом диаметром 40 м и длиной 124 м. С обеих сторон к обелиску ведут широкие лестницы.
В центре Мемориального зала установлена ​​скульптурная композиция с фигурами почти в человеческий рост, позволяющая посетителю почувствовать горе и осознать тонкую нить между жизнью и смертью. Подземный мемориальный зал работает как филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Вдоль стен расположены 900 светильников в форме свечей, обозначающих количество дней Блокады. В мемориальных залах можно увидеть 12 художественно-исторических экспозиций с документами и предметами Великой Отечественной войны.

Сфинксы на Университетской набережной

Сфинксы на Университетской набережной были высечены для защиты храма Аменхотепа III, правившего Древним Египтом 3500 лет назад. Аменхотеп правил и Верхним, и Нижним королевствами, поэтому на монументах двойная корона. Они охраняли храм на протяжении тысячелетий, постепенно скрываясь под песком, прежде чем были обнаружены в начале 19 века. Поход Бонапарта в Египет открыл миру чудеса древней культуры, и к 1830-м годам Европа и Россия оказались в эпицентре египтомании. В 1832 году паломник и историк Андрей Мураев отправился в Александрию и купил сфинксов для Российской империи. Перевезти две 23-тонные скульптуры было непростой задачей, и прежде чем прибыть в Россию, они провели год в море.
Памятники Санкт-Петербурга: перечень наиболее известных

Памятник М. В. Ломоносову

В 1981 году был объявлен конкурс на лучший эскиз памятника, который выиграли скульпторы В. Свешников и Б. Петров. Также в создании монумента приняли участие архитекторы И. Шахова и Е.Тяхта. Торжественное открытие состоялось 21 ноября 1986 года в день 275-летия со дня рождения Михаила Васильевича. Фигура Ломоносова выполнена из бронзы и установлена на постаменте из красного гранита. Высота памятника 3 метра. Памятник выполнен в традиционном классическом стиле. Ученый изображен сидящим, кажется, он немного устал. На коленях у него рукопись. Лицо его одухотворено творческой мыслью, кажется, что в эту минуту Ломоносов стоит на пороге нового научного открытия. Его взгляд устремлен на Неву. Место для установки памятника было выбрано настолько удачно, что памятник гармонично вписался в окружающий пейзаж. С момента открытия памятника в СПбГУ сложилась традиция: каждый год у него собираются представители местной власти и ректората, чтобы поздравить первокурсников с поступлением в университет.

«Чижик-Пыжик»

Миниатюрная скульптура расположена в центре Санкт-Петербурга, рядом с 1-м Инженерным мостом, у вод реки Фонтанки со стороны Михайловского замка. Ее высота всего 11 сантиметров и вес около 5 килограммов. Памятник установлен 19 ноября 1994 года во время фестиваля «Золотой Остап». Авторы проекта — художник Резо Габриадзе и архитектор Слава Бухаев. Считается, что скульптура появилась в память о студентах престижного высшего учебного заведения дореволюционной России — Императорской школы правоведения, основанной по указу императора Николая I и по инициативе принца Ольденбургского. Учебное заведение с 1835 по 1918 год располагалось неподалеку (на другом берегу реки Фонтанки в доме № 6), и его ученики носили зеленые мундиры с желтыми петлицами и обшлагами. Из-за расцветки формы, напоминающей оперение чижа, учеников так и прозвали. Вторая часть прозвища «Пыжик» появилась, потому что выправка учащихся была демонстративно напыщенной. По слухам, студенты любили отдыхать и развлекаться между занятиями, поэтому тайно ходили в кабак купца Нефедова, находившийся недалеко от училища, где распивали спиртное. С «Чижиком-Пыжиком» связаны два суеверия. Первое: если загадать желание и бросить монетку на постамент памятника (монета должна остаться лежать на камне), то оно обязательно сбудется. Второе: жених должен опустить привязанный на веревке наполненный стакан к памятнику и звякнуть о клюв чижа, затем поднять его и выпить со своей невестой. Говорят, это залог долгой и счастливой жизни молодой семьи.

Памятник Павлу I

Михайловский замок был построен по указу Павла I в конце 18 — начале 19 веков. Император подозревал приближенных в попытке устроить дворцовый переворот и в панике опасался внезапного нападения. Именно по этой причине он не захотел больше оставаться в Зимнем дворце, поэтому перебрался в только что построенный Михайловский замок. Через полтора месяца на императора было совершено покушение, в результате которого он был убит в собственной спальне. Ходят слухи, что его дух до сих пор бродит там в поисках убийц. В честь 300-летия Санкт-Петербурга, отмечавшегося в 2003 году, во дворе замка был установлен памятник Павлу I авторства В. Горевого.

Нарвские триумфальные ворота

Были возведены на Нарвской площади, известной как площадь Стачек в советские годы, в 1814 году. Сооружение из дерева и гипса было построено с целью приветствия солдат, возвращавшихся из-за границы после победы над Наполеоном. Архитектором первоначальных Нарвских ворот был Джакомо Кваренги. Они были призваны стать ответом на Триумфальную арку в Париже, первоначально возведенную в честь победы Наполеона при Аустерлице. В 1827–1834 гг. Василий Стасов перепроектировал и перестроил ворота из кирпича и меди. В нишах стоят четыре изваяния русских богатырей, а венчает арку древнегреческая богиня победы Ника. В 1989 году в верхней части арки был открыт небольшой военный музей.

«Блокадная колюшка»

Когда во время блокады был голод, маленькая колюшка спасла многих людей от смерти. Сейчас ее не продают и не едят. В 2005 году на острове Котлин появилась композиция Н. Чепурного, напоминающая о тех событиях. В Петербурге находится приблизительно 10% всех памятников России, при этом постоянно возводятся новые. Наши гиды помогут сориентироваться в разнообразии монументов и поделятся интересными фактами об истории, архитектуре и культуре города.

Комментарии закрыты.